В своей предыдущей работе (Belenkova et al., 2025) мы исследовали накопление тяжелых металлов в органах и тканях полевых мышей в весенний период. Данные о сезонных особенностях биоаккумуляции противоречивы. Мы повторили работу на выборках полевых мышей, отловленных осенью, и сравнили полученные данные с весенними. Показано, что в целом концентрация тяжелых металлов (особенно Pb) весной превышает осенние показатели. При этом особенности накопления ТМ в тканях зверьков в конкретных парках сохранились, т.е. наиболее загрязненным остался Филевский парк, а наиболее чистым – Останкинский. Полученные результаты в перспективе могут быть использованы для создания тест-систем, позволяющих проводить комплексную оценку экологического состояния городских экосистем с учетом сезонной и пространственной динамики циркуляции тяжелых металлов в окружающей среде и в организме свободноживущих видов.
До середины ХХ в. малая горлица (Streptopelia senegalensis) была распространена лишь в Африке, Передней Азии и Индостане, откуда сравнительно недавно проникла в Среднюю Азию. Во второй половине ХХ в. эта горлица начала заселять Закавказье и появилась на гнездовье также на Северном Кавказе, но этот участок ареала до сих пор не отражён на обзорных картах распространения вида. Биология малой горлицы детально изучена в Средней Азии, а на территории России сведения о её экологии до последнего времени практически отсутствовали. В Дагестане на низменностях вдоль берега Каспийского моря в ХХI в. сформировался относительно стабильный участок ареала малой горлицы, которая сейчас обычна в городах, гнездясь в основном на постройках человека, но к северу от Махачкалы она пока практически не проникает. В Предкавказье известны лишь небольшие изолированные очаги, где предполагается эпизодическое гнездование отдельных пар и изредка встречаются залётные особи, проникающие на север до Элисты и Астрахани. Однако в связи с современным потеплением климата этот оседлый вид может вскоре продолжить расселение по югу России, осваивая прежде всего урбанизированные территории Предкавказья. Поэтому здесь в городах необходимо активизировать мониторинг южнорусских популяций малой горлицы, акцентируя внимание на изучении экологических взаимоотношений этого вида с конкурентами и хищниками, а также на выяснении роли абиотических факторов в динамике его численности.
Представлена характеристика разнообразия описторхид и зараженность дополнительных хозяев в различных водных экосистемах в условиях мегаполиса – г. Новосибирска. В задачи исследований входило определение видового состава метацеркарий описторхид, анализ их встречаемости и численности у рыб в каждом из трех групп водоемов: р. Обь, ее притоки и Бердский залив, расположенных в границах Новосибирска и отличающихся по комплексу абиотических и биотических характеристик. В обследованных водоемах состав гемипопуляции метацеркариев идентичен и представлен 3 видами – Opisthorchis felineus (Rivolta, 1884), Metorchis bilis (Braun, 1890) и Metorchis xanthosomus (Creplin, 1846), однако зараженность дополнительного хозяина личинками описторхид отдельных видов в различных водных локалитетах изменчива и определяется местными экологическими особенностями. Наиболее распространенный вид описторхид у рыб, отловленных в р. Обь и Бердском заливе – O. felineus, субдоминантом выступают, соответственно, M. xanthosomus и M. bilis. В Бердском заливе наиболее часто и интенсивно заражены O. felineus туводные – язь, верховка, елец, а M. bilis – язь и верховка. В р. Обь метацеркарии O. felineus и M. xanthosomus регистрировали преимущественно у промыслового язя. У дополнительных хозяев, обитающих в притоках Оби, в отличие от других водных объектов, доминантами являются M. bilis и O. felineus, при этом у верховки и язя непромысловых размеров чаще выявляли метацеркарии M. bilis, а у туводной плотвы – O. felineus. Анализ разнообразия представителей метацеркариев описторхид с использованием биологических индексов свидетельствует об упрощенной структуре сообществ описторхид в каждом водоеме. Наиболее сложная структура гемипопуляции описторхид выявлена в притоках Оби (Н = 1.01), затем в Бердском заливе (Н = 0.51) и в р. Обь (Н = 0.32). Высокие величины индексов доминирования (D) характерны для магистрального русла Оби и Бердского залива, что указывает на обилие одного вида описторхид, а именно O. felineus. Низкие значения индекса Симпсона в притоках Оби свидетельствует о выравненности обилия численности метацеркарий и отсутствии явного доминирования какого-либо вида.
Изложены результаты наблюдений за поведением фермерских соболей на звероферме, расположенной в 100 км южнее г. Якутска. Поведение анализировалось на видеозаписях, полученных при помощи уличных видеокамер, круглосуточно в течение года. Наблюдения показали существенную корреляционную связь времени использования утеплённого убежища с максимальной (r = 0.68, α ≤ 0.01) и минимальной (r = 0.66, α ≤ 0.01) температурами воздуха. Наиболее длительное пребывание вне домика наблюдалось в весенне-летний период. С переходом дневных температур выше нулевой отметки в апреле соболи практически переставали пользоваться утеплёнными домиками. В наиболее жаркие дни летнего периода использование домиков вновь возрастало. В дневное время активность практически отсутствовала. Наиболее длительным пребывание соболей в утеплённых убежищах было в декабре (в среднем 16 – 17 ч) и январе – феврале (в среднем около 18 ч). В январе – феврале активность преобладала в вечернее время (19.9 и 27.9% соответственно). С марта по август наибольшая активность была приурочена к ночному периоду (29.8 – 44.9% от общего времени периода). В сентябре – декабре активизация соболей отмечалась в утренний период с 6 до 12 ч (43.3 – 58.4%). Ночью соболя были активны в среднем 27.6±4.0% от общего времени периода. В утреннее время этот показатель составлял 28.3±5.4%. Днем отмечена наименьшая активность – 19.4±4.8%. В вечернее время активность зверьков возрастала до 24.6±2.8%. Годовая динамика температуры тела исследованного фермерского соболя коррелирует с температурой среды (r = 0.41, α ≤ 0.050). Наиболее низкие среднесуточные температуры тела отмечены в январе (+36.8±0.03°С; n = 744; limit от +33.9°С до +38.53°С) наиболее высокие в июле (+37.2±0.02°С; n = 744; limit от +34.9°С до +38.8°С). Сравнение показателей, обеспечивающих холодоустойчивость у клеточных зверьков и соболей из природных популяций, показало практически идентичные результаты.
Целью обзора является обобщение современных данных о факторах, влияющих на токсигенность цианобактерий рода Microcystis и синтез ими гепатотоксичных пептидов – микроцистинов. Проанализированы экологические факторы и приведены гипотезы, объясняющие их влияние на соотношение токсигенных и нетоксигенных штаммов в водоемах и экспрессию генов, ответственных за синтез микроцистина. Особое внимание уделено температуре, освещенности, эвтрофикации, окислительному стрессу и наличию микроэлементов. Приведены сведения о методах мониторинга токсигенных популяций, включая молекулярно-биологические подходы (ПЦР, ОТ-ПЦР). Исследования, посвященные изучению факторов окружающей среды, способствующих развитию токсигенных штаммов цианобактерий рода Microcystis в перспективе, могут быть использованы для прогнозирования вероятности обнаружения токсинов в воде источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и определения временного интервала забора проб для определения количества микроцистина в воде водоисточника.
Показана демографическая структура мигрирующих в Cаратовское Заволжье сайгаков волго-уральской популяции. Установлено, что животные из Западно-Казахстанской области Республики Казахстан появляются в приграничных районах Cаратовского Заволжья во второй – третьей декадах апреля в зависимости от погодных условий конкретных лет. В конце мая миграция в основном заканчивается, животные разбиваются на группы и распространяются по территории ряда районов Саратовского Заволжья. По нашим наблюдениям и опросным данным, в период с 2011 г. по начало 2020-х гг. количество сайгаков, заходящих весной в Cаратовское Заволжье, составляло от нескольких тысяч до десятков тысяч. В последние годы по мере увеличения численности всей популяции эта цифра возросла до нескольких сотен, а в 2025 г. – до многих сотен тысяч особей. По нашим наблюдениям, на территорию области мигрируют как самки с родившимися на территории Казахстана прибылыми, так и беременные и яловые. Количество самцов, мигрирующих вместе со стадами самок с прибылыми, невелико. В начале миграции в 2025 г. количество прибылых на одну взрослую самку составляло 0.9 особей, однако в третьей декаде июня этот показатель репродуктивного процесса увеличился до 1.6 особей. Данное обстоятельство говорит об окоте самок сайгаков и на территории Cаратовского Заволжья, что подтверждают и наши опросные данные. В последней декаде июля, при обследовании всей территории распространения сайгаков в Cаратовском Заволжье, этот показатель составил 1.5 особей. Скорее всего, данный факт можно объяснить некоторым отходом сеголеток. Количество взрослых самцов возрастает от 2.3% в первой декаде мая, до 6.7% в третьей декаде июня и до 8.3% в третьей декаде июля. Из этих данных можно сделать вывод, что миграция самцов растянута во времени, но их основная часть остается на территории Казахстана, что подтверждают наши наблюдения во время экспедиционных поездок в Западно-Казахстанскую область в 2011 – 2019 гг. по маршрутам Джанибек – Арал-сор и затем Джанибек – Борсы.
Представлено исследование чернично-сфагновых ельников (из Picea abies (L.) H. Karst.) в Центрально-Лесном заповеднике (Тверская область, подзона южной тайги). Пробные площади охватили 7 км2лесного массива. На всех пробных площадях были обнаружены угли. Реконструкция истории нарушений по кернам ели показала, что обследованная территория подвергалась пожарам высокой интенсивности в 1770 – 1780-е гг. и 1840 – 1870-е гг. Кроме того, часть елового массива испытала крупные ветровальные нарушения в 1900-х гг. (реконструкция), в 1987, 1996 и 2017/2018 гг., а также массовое усыхание в 2010 – 2020-х гг. За последние 250 лет прослеживается снижение частоты пирогенных нарушений и увеличение ветровальных. Редкость пожаров со второй половины XX в. – очевидный результат охраны заповедной территории. Период от последнего выявленного крупного нарушения до частичной или полной гибели древостоя (в настоящее время) составил в среднем 150 лет. Судя по таксационным описаниям 1939 г. в древостоях 17 из 20 пробных площадей (85%) ель доминировала уже через 70 лет после крупного нарушения (в основном после пожара), а в дальнейшем, за последующие 80 лет, соотношение ели и лиственных пород в древостое изменилось с 8:2 до 9:1. В моховом покрове за этот период произошла смена доминантов – Polytrichum commune Hedw. на Sphagnum girgensohnii Russ. За 250-летнюю историю обследованного елового массива разновозрастная структура древостоя не была достигнута. Через 150 лет после последних крупных нарушений в возрастной структуре выделяются два основных поколения ели, то есть на южной границе таежной зоны, говоря об устойчивости коренных древостоев, можно говорить только об устойчивом (непрерывном) существовании ельника на данной территории, которое определяется возможностью его самовозобновления. В настоящее время в Центрально-Лесном заповеднике присутствуют большие площади еловых молодняков на месте ураганных вывалов и участки сплошного усыхания древостоя ели. Такие леса пожароопасны, поэтому на современном этапе динамики еловых лесов Центрально-Лесного заповедника крайне важна охрана леса от пожаров.
Проведена ревизия видового богатства позвоночных четырех классов (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных) на территории России. За территориальную единицу принят биом регионального уровня. Для всех классов характерен рост видового богатства к югу с различиями, специфическими для каждого класса, которые отражены на созданных картах. Зоны повышенного разнообразия частично перекрываются, однако биомы с максимальными значениями не совпадают. У млекопитающих это степные биомы Причерноморско-Предкавказский (113 видов) и Заволжско-Кулундинский (114 видов), у птиц — оробиомы Тувино-Южнозабайкальский (262 вида) и Алтае-Саянский (275 видов), у пресмыкающихся – Дагестанский оробиом (31 вид) и пустынно-степной биом Прикаспия (37 видов), у земноводных – Днепровско-Приволжский биом, включающий Калининградскую область (13 видов).
ЮБИЛЕИ
Джаныбекский стационар Института лесоведения РАН был создан в 1950 г. в составе Комплексной экспедиции АН СССР по вопросам полезащитного лесоразведения во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 28 октября 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
ISSN 2541-8963 (Online)




































