Preview

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF
257-267 1105
Аннотация

Ртуть является одним из наиболее опасных загрязнителей окружающей среды вследствие ее высокой токсичности для животных и человека. Целью исследования являет- ся определение наличия или отсутствия сезонных изменений содержания ртути у мелких млекопитающих в лесных экосистемах вблизи г. Череповца. Изучали шерсть, органы и тка- ни обыкновенной бурозубки (Sorex araneus Linnaeus, 1758) и лесной мыши (Apodemus ura- lensis Pallas, 1811) в течение сентября 2020 – августа 2021 гг. Содержание общей ртути (OHg) в высушенных образцах (n = 319) определяли на ртутном анализаторе PA-915+ с приставкой ПИРО атомно-абсорбционным методом холодного пара. Индивидуальные со- держания OHg у лесной мыши варьируют от < 0.001 (предела чувствительности прибора) в почках, селезенке, мозге, мышцах, печени до 0.560 мг/кг сухой массы в селезенке, среднее максимальное значение OHg было в селезенке (0.179±0.072 мг/кг) и минимальное в мышцах (0.023±0.011 мг/кг). Индивидуальные содержания OHg у обыкновенной бурозубки варьи- руют от < 0.001 (предела чувствительности прибора) в мозге до 4.570 мг/кг сухой массы в шерсти, среднее максимальное значение OHg было в шерсти (0.754±0.152 мг/кг), а среднее минимальное – в печени (0.112±0.013 мг /кг). Было установлено, что уровень концентраций OHg у обыкновенных бурозубок выше зимой, чем летом, статистически значимые различия установлены для шерсти, мышц и печени (H = 9.427, p = 0.008; H = 13.828, p = 0.001; H = = 6.864, p = 0.033 соответственно). Межвидовое сравнение показало различия в сезонных изменениях содержания OHg: осенью оно было выше у обыкновенной бурозубки, чем у лесной мыши, статистически значимые различия установлены для шерсти, почек и мышц (H = 23.143, p = 0.005; H = 19.905, p = 0.046; H = 33.418, p = 0.001 соответственно).

268-290 959
Аннотация

Обобщены собственные и литературные данные по географическому распространению видов-двойников Sicista группы caucasica: S. caucasica, S. kluchorica, S. kazbegica, S. armenica. Впервые на основании анализа собственных сборов, добытых в ходе маршрутных экспедиций по Кавказу в период с 1979 по 1990 г. и в 2010 г. сопоставляются экологические особенности (биотопическая приуроченность, численность, стратегия размножения, пищевые специализации) у географически замещающих друг друга видов-двойников Sicista группы caucasica: S. caucasica, S. kluchorica, S. kazbegica, S. armenica, населяющих разные сектора среднегорий и высокогорий Кавказа, рассматриваемых в сравнительном аспекте в связи с дифференциацией группы.

291-303 982
Аннотация

Представлены результаты исследования экологического состояния реки Курдюм в пределах муниципального образования «Город Саратов». В полевые сезоны 2022 – 2023 гг. были изучены гидрохимический режим, гидрофильная флора и растительность водотока. Проведена оценка экологического состояния реки по структурным параметрам макрофитов. Видовой состав водных растений р. Курдюм представлен 41 видом макрофитов, принадлежащим к 32 родам, 23 семействам и трем отделам Charophyta, Polypodiophyta и Magnoliophyta. По количеству видов преобладают семейства Potamogetonaceae, Asteraceae, Poaceae, Typhaceae и Ranunculaceae. Наибольшее количество видов (четыре) содержит род Potamogeton, остальные рода представлены одним – двумя видами. Многочисленной экологической группой являются гидрофиты, составляющие 51% от общего числа видов. Выявлены новые местонахождения редких для Саратовской области видов (Myriophyllum verticillatum и Zannichellia palustris). Растительный покров р. Курдюм характеризуется наибольшим фитоценотическим разнообразием настоящей водной растительности. Обеднение фитоценотического состава гелофитной и гигрофитной растительности объясняется отсутствием благоприятных условий для развития их фитоценозов (на значительном протяжении водоток имеет абразионные берега) или вытаптыванием и поеданием пастбищными животными. Исследованная река отличается видовым разнообразием по сравнению с ранее изученными городскими водотоками. В результате сопоставления индексов выявлена обратная связь видового разнообразия и уровня антропогенной нагрузки. С помощью кластерного анализа было выявлено, что структура флоры и растительности от истока до устья реки не однородна и формируется под влиянием совокупности гидролого-химических и антропогенных факторов. Результаты химического анализа воды показали превышение предельно-допустимых концентраций Fe, Zn, Cu, ПАВ, NO2, NH3 на всем протяжении реки. Однако экологические показатели, оцениваемые на основе структурных параметров макрофитов, позволяют считать экологическое состояние водотока удовлетворительным. Таким образом, р. Курдюм является умеренно загрязненной с высоким трофическим статусом.

304-322 928
Аннотация

Исследование проведено в пяти локальных популяциях Pelobates vespertinus (Pallas, 1771) в пойме р. Медведица (Россия, Саратовская область, Лысогорский район) в 2009 – 2018 гг. Показано, что половой диморфизм по длине (SDIL) и весу (SDIW) тела самцов и самок чесночницы Палласа – широко распространенная особенность популяций P. vespertinus, характерная не только для особей, достигших половой зрелости, но и для метаморфов. В популяциях метаморфов половой диморфизм по длине тела составляет в среднем 3%, а по живому весу – 9%. У метаморфов он менее выражен, чем у особей, достигших половой зрелости (в 3 и 4.5 раза соответственно). Уровень развития полового диморфизма может подвергаться существенной трансформации температурными условиями в период развития головастиков в нерестовом водоеме. Пороговое значение средней температуры воды за период развития до стадии метаморфоза (MDT90), при котором у метаморфов утрачиваются различия между самцами и самками по длине тела, составляет 18.2ºС. На фоне потепления климата в течение последнего десятилетия (2011 – 2020 гг.) происходит значительное расширение площади ареала этого вида, подверженной воздействию аномально высокой температуры воды. Тем не менее, размерно-весовой половой диморфизм даже на стадии метаморфоза вряд ли стоит исключать из числа диагностических признаков вида.

323-330 921
Аннотация

Представлены данные многолетних наблюдений за развитием бактериопланктона в устьевом участке Усинского залива Куйбышевского водохранилища в летне-осенний период. Общая численность гетеротрофного бактериопланктона изменялась в пределах (1.61 – 7.44)×106 кл./мл, биомасса – 39.01 – 249.53 мкгC/л, что соответствует III – V классам качества воды. В период с 2010 до 2017 гг. общая численность гетеротрофного бактериопланктона немонотонно снижалась, а начиная с 2021 г. зафиксировано ее существенное увеличение. В составе гетеротрофного бактериопланктона преобладали одиночные свободноплавающие клетки, преимущественно кокки и коккобациллы, однако во время цветения цианобактерий доля палочковидных клеток в численности закономерно увеличивалась. В летние месяцы в воде присутствовали пикоцианобактерии и частицы пикодетрита, однако их вклад в общий органический углерод пикосестона был незначителен.

331-344 982
Аннотация

Описываются исследования ДНК барсуков (Meles sp.) из правобережных и левобережных районов р. Волги в Cаратовской области. В саратовском Левобережье обитают азиатские барсуки (Meles leucurus Hodgson, 1847), а в Правобережных районах области – европейские барсуки (M. meles Linnaeus, 1758), однако в Хвалынском районе Саратовской области, кроме европейского барсука, обнаружен азиатский барсук. Несмотря на достаточное количество публикаций, посвященных распространению азиатского барсука в ВятскоКамском крае и Поволжье, и исследований, посвященных разработке систематики рода Meles в России, вопрос о границах ареалов европейского и азиатского барсуков и зонах их симпатрии (парапатрии) в Волжско-Камском крае до настоящего времени остается не до конца исследованным. Изучению этого вопроса и посвящена наша работа. В результате анализа собранного нами биологического материала было установлено, что все пять особей барсуков, исследованных из саратовского Заволжья, фенотипически выглядели как азиатские барсуки, но анализ ДНК показал, что лишь две из них были M. leucurus, а три были представлены гетерозиготными особями, несущими гены обоих видов, и были определены как гибриды. Остальные 29 особей были добыты в правобережных районах области. Пробы от барсуков были взяты от особей, добытых от северных до южных границ региона в районах, расположенных вдоль р. Волги на Приволжской возвышенности, и в Окско-Донской равнине. Из них одна особь из Хвалынского района оказалась азиатским барсуком, одна особь из Красноармейского района – гибридом двух названных видов и у трех особей у одной из Татищевского, второй из Вольского и третей из Хвалынского районов обнаружена интрогрессия генов азиатского барсука в генотип европейского барсука. Таким образом, нам удалось выяснить, что на данном этапе развития фазы климатического цикла в Нижнем Поволжье, характеризующейся потеплением зим, р. Волга, с двумя ее водохранилищами в пределах Саратовской области, не является абсолютным зоогеографическим рубежом и барсуки, виды которым свойственен зимний сон, могут в определенных условиях преодолевать, скорее всего, по льду как саму реку, так и озерные части Волгоградского и Саратовского водохранилищ, а по выявленной интрогрессии у отдельных особей из разных районов на Приволжской возвышенности Правобережья Саратовской области можно предположить, что такие переходы через р. Волгу имели место и ранее, возможно, и до зарегулирования ее стока плотинами.

345-363 1025
Аннотация

Возрастные смены в пихтово-еловых лесах и возможное влияние на них происходящих климатических изменений являются актуальным вопросом. В работе рассмотрен древостой ненарушенного пихтово-елового леса, расположенный в южном Сихотэ-Алине на высоте 530 м над ур. м. В 2001 г. здесь была заложена постоянная пробная площадь, а в 2022 – 2023 гг. была проведена ее ревизия и получены образцы древесины (керны). В результате исследования было установлено, что развитие древостоя имело существенные отличия от описанного ранее в схеме возрастных смен девственного пихтово-елового леса. Во-первых, установлено, за последние 242 года не происходили массовые распады древостоя и выявляются только частичные распады, имевшие место в 1831 – 1850 и в 1931 – 1950 гг. При этом около 50% деревьев ели аянской пережили за время своего развития как минимум 2 частичных распада древостоя. Во-вторых, показано, что в изученном древостое ель аянская не формирует одновозрастного поколения. Также выявлено, что на момент ревизии в древостое сложилась ситуация, предшествующая новому распаду древостоя. Важным полученным результатом является и то, что с 2001 г. наблюдается устойчивый тренд на уменьшение прироста ели аянской у 75% деревьев. Этот тренд может быть связан не с возрастными сменами в древостое, а обусловливаться реакцией ели на глобальное изменение климата. Подобная тенденция может вносить существенные коррективы в возрастные смены древостоев пихтово-еловых лесов.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

364-371 965
Аннотация

Численность обыкновенного хомяка в Симферополе начала расти в 1970-х гг., достигла максимума в 1990-х и держалась на высоком уровне до 2014 – 2015 гг., после чего началось ее снижение. К настоящему времени постоянные поселения хомяка в жилых кварталах центральной части города практически исчезли, а в крупных зеленых массивах численность снизилась на порядок и дальнейшее существование городской популяции вызывает серьезное беспокойство. Одним из факторов снижения численности возможно является вырубка густых зарослей кустарников и живых изгородей, начавшаяся в 2016 – 2017 гг. Однако, численность резко снизилась и там, где упомянутые мероприятия не проводились. Очевидно, мы имеем дело с многофакторным процессом, требующим специального изучения, без какового оценка жизнеспособности популяции и разработка мер по ее сохранению невозможны.

372-382 960
Аннотация

Сельское хозяйство обладает большой широтой охвата территорий и оказывает наибольшую нагрузку на земельные, почвенные, водные и биологические ресурсы во многих странах мира. Сельскохозяйственные земли занимают огромные площади в мире (4.8 млрд га, или 37% суши) и в России (221.9 млн га, или 13% площади России). Сельское хозяйство, которое наилучшим образом приспособлено к местным условиям, является наивыгоднейшим для человека и природы. Главным направлением адаптации сельского хозяйства является агроландшафтно-экологическое районирование. С целью информационного обеспечения регионально-, ландшафтнои экологически дифференцированного сельского хозяйства и рационального природопользования впервые разработано агроландшафтно-экологическое районирование природных и природно-сельскохозяйственных экосистем для всех 11 природноэкономических районов России – Северного, Северо-Западного, Волго-Вятского, Центрального, Центрально-Черноземного, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, ЗападноСибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного. Районирование выполнено с использованием сравнительно-географического и агроландшафтно-экологического методов, эколого-ландшафтного и агроэкологического подходов. Контурной и информационной основой районирования является карта Почвенно-экологического районирования Российской Федерации факультета почвоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Использованы также карты других видов районирования, многочисленные карты и атласы, статистические данные, доступные литературные и фондовые источники, наземные и дистанционные данные. Комплекты материалов районирования включают: карту, легенду карты, 3 базы данных (земельные угодья, кормовые угодья, негативные процессы), 2 классификации (кормовых угодий, оленьих пастбищ, если они имеются), статьи, монографии, рекомендации, предложения производству. Карты составлены в масштабе 1:2 500 000 на современной высокоинформативной топографической картографической основе карты России. На картах показаны 6 видов границ, в том числе 4 вида агроландшафтно-экологических (взятых с карты Почвенно-экологического районирования): 1) зон, 2) горных территорий, 3) провинций, 4) округов и 2 вида административных (имеющихся на картографической основе): 1) субъектов Российской Федерации, 2) природно-экономических районов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1684-7318 (Print)
ISSN 2541-8963 (Online)