Исследовали биоаккумуляцию тяжёлых металлов в тканях (шерсть, мышцы, печень, кости) свободно живущих полевых мышей (Apodemus agrarius) в четырёх парках г. Москвы, расположенных на разном удалении от центра города и в зонах с разной степенью антропогенной нагрузки. Методом рентгенофлуоресцентного анализа количественно проанализировано содержание восьми тяжёлых металлов (Fe, Mn, Zn, Cr, Ni, Sr, Cu, Pb) и металлоида – As. Показано, что средние концентрации большинства тяжелых металлов в тканях мышей, обитающих в исследованных парках, достоверно различаются. Больше всего они накапливаются в шерсти, меньше в мышцах, печени и костях. Значимо большие концентрации металлов обнаружены в образцах из Филёвского парка, кроме Zn, Pb и As, максимальные концентрации которых были в образцах из Нескучного сада. Показатели Pb в шерсти полевых мышей не превышали референсных значений во всех парках, кроме Останкинского. Наименее загрязненным по показателям биоаккумуляции в шерсти, мышцах и печени оказался наиболее удаленный от центра города Терлецкий парк, несмотря на высокий балл «экологического неблагополучия». Таким образом, биоаккумуляция металлов происходит по-разному в тканях и органах свободно живущих полевых мышей, при этом расстояние от центра города и комплексный балл экологического благополучия не всегда отражаются на этом показателе. Для оценки экологической ситуации в разных районах города требуется разработка более сложной аналитической панели с учётом сезонной и пространственной динамики циркуляции загрязнителей, их кумулятивного влияния и разных механизмов метаболизма.
Аннотация. Большая и малая голомянки – эндемики оз. Байкал, которые являются наиболее многочисленными видами рыб в этом водоеме. Только эти два вида составляют группу пелагических рыб Байкала. Для голомянок характерно рассредоточенное распределение по вертикали: от поверхности до глубины 1000 м и более. В этом исследовании приведена характеристика современной ситуации по зараженности паразитами малой и большой голомянок и впервые дан анализ изменений фауны и численности паразитов в возрастных рядах этих эндемиков Байкала. В фауне паразитов большой голомянки насчитывается 14 видов, малой – 15 видов; в совокупности фауна паразитов обоих видов хозяев представлена 17 видами, при этом общими для обоих видов рыб являются 12 видов паразитов. При высокой степени сходства по видовому составу паразитов трематоды отмечены только у малой голомянки, что свидетельствует о различиях в экологии между двумя видами хозяев. Выявлено расхождение по изменениям видового богатства паразитов в возрастных рядах малой и большой голомянок: у первого хозяина оно увеличивается; у второго хозяина видовое богатство паразитов сначала увеличивается, затем уменьшается в старших возрастных группах. Это расхождение между голомянками связано с различиями в составе пищевого комка в средних и старших возрастных группах этих рыб.
Даны оценки генетического разнообразия и дифференциации популяций ротана Perccottus glenii из водоемов Волжского и Иртышского бассейнов на основании ISSR маркеров. В изученной части Волжского бассейна доля полиморфных локусов (Р) ротана составила 80.4%, генетическое разнообразие (h) – 0.26. Все исследованные популяции ротана в районе Куйбышевского водохранилища (Ульяновская, Самарская область, Тольятти) генетически слабо дифференцированы и происходят из одного источника инвазии. Показатели полиморфизма и генетического разнообразия ротана в водоемах бассейна р. Иртыш выше, чем в Поволжье, составляют: Р = 98.2%, h = 0.33. Генетическая дифференциация между популяциями оз. Ипкуль и р. Тобол (Тюменская область) слабо выражена (Gst = 0.07), поток генов между ними – значительный, что свидетельствует об их недавнем расхождении или происхождении одной популяции от другой. Между популяциями оз. Березово (Курганская область) и оз. Малое Плоское (Казахстан) генетическая дифференциация высокая (GST = 0.31), что может свидетельствовать о разных источниках инвазии ротана на юге Сибири и в Северном Казахстане. Данные о более высоком полиморфизме ротана в бассейне р. Иртыш, а также значительной генетической дифференциации между популяциями ротана Волжского и Иртышского бассейнов (GST = 0.40) лишь частично подтверждают общепринятую гипотезу о заселении ротаном Сибири через Южно-Уральский инвазионный коридор, указывая на наличие нескольких разнородных источников инвазии ротана в ОбьИртышском бассейне.
Рассматривается современное распространение, статус и численность номинативного подвида большой дрофы (Otis tarda tarda L.) в пределах его мирового ареала. Приводится карта-схема распространения большой дрофы за период с 2010 по 2025 г. По имеющимся данным, общая численность популяции вида оценивается в пределах от 29600 до 33000 птиц. Обсуждаются причины сокращения численности дрофы в разных странах. Описывается состояние вида в Российской Федерации с акцентом на Саратовскую и Волгоградскую области, где он встречается в период гнездования. Описываются территории регионов России, в которых этот вид встречается в настоящее время, места обитания, используемые в период размножения, а также пути его миграции к местам зимовки и обратно. Общая численность дрофы европейского подвида в России авторами статьи оценивается в 2500 особей, но значение является приблизительным, поскольку оно основано на разных методах учета, включающих как детальные и комплексные обследования целых территорий, так и экспертные оценки. Основными угрозами для популяций дрофы в России являются интенсификация сельскохозяйственного производства за счет применения химикатов, освоение залежных полей и целинных земель для возделывания большего количества масличных и озимых зерновых культур, столкновения с воздушными линиями электропередач и незаконная охота. Значительную негативную роль в период гнездования дрофы играет высокая численность хищных птиц, таких как, например, орлан-белохвост.
Исследовали влияние низкоинтенсивного электромагнитного поля (ЭМП) на чувствительность Daphnia magna Straus, 1820 к двум модельным токсикантам – бихромату калия К2Сr2O7 и сульфату кадмия 3CdSO4ꞏ8H2O. Использовали два режима воздействия ЭМП с частотой 30 МГц: с постоянной амплитудой и в режиме амплитудной манипуляции (АМ) меандром с частотой 50 Гц. О влиянии ЭМП на чувствительность дафний судили по изменению выживаемости рачков, помещенных в растворы токсикантов после воздействия ЭМП. Различия в чувствительности дафний, облученных ЭМП, к исследуемым токсикантам проявлялись в динамике снижения выживаемости в растворах солей в течение 96 ч экспозиции. Наиболее заметными были различия между эффектами воздействия кадмия и бихромата на рачков, облученных в режиме АМ. С целью анализа наследования признаков проведено сравнение эффектов тяжелых металлов на выживаемость потомства у непосредственно облученных самок (серия I) и необлученного ЭМП потомства облученных самок (серия II). Потомство дафний от облучённых самок (серия II) характеризовалось более высокой устойчивостью к токсикантам по сравнению с серией I. Для объяснения повышенной устойчивости потомства облученных рачков обсуждается возможность запуска адаптивных механизмов к повреждающему информационному воздействию ЭМП на генетический материал самок.
Приведены результаты исследований по численности, распределению и особенностям населения дроздов на территории Северной Евразии в границах СССР 1990 г. В работе использованы материалы, накопленные в Банке данных лаборатории зоологического мониторинга Института систематики и экологии животных СО РАН, собранные в период с 1880 по 2022 г. (с перерывами и в основном с 1960 г.) с 16.05 – 15.07 при учёте птиц на маршрутах протяжённостью около 165 тыс. км. На основе факторной классификации выделены шесть типов населения дроздов, границы которых коррелируют с климатическими и географическими особенностями среды, а также семь подтипов сообществ, границы которых различаются в зависимости от степени облесённости и теплообеспеченности. Установлено, что плотность населения и видовое богатство дроздов увеличиваются в южных и западных регионах, тогда как в полярных пустынях и арктических тундрах дрозды отсутствуют. Методология исследования, включая обработку данных кластерного анализа и введение нулевых видов для учёта экстремальных местообитаний, позволила повысить информативность классификаций. Результаты работы могут быть использованы для природоохранных мероприятий и оценки состояния экосистем.
Приведены данные по пространственной динамике содержания хлорофиллов а, b и с, каротиноидов и пигментных индексов фитопланктона и перифитона малых рек северо-западного побережья Ладожского озера. Содержание хлорофилла а в фитопланктоне рек изменялось от 1.8 до 49.8 мг/м3, в перифитоне – от 8.5 до 262 мкг/г субстр., что соответствует мезотрофному, слабо эвтрофному, а на отдельных участках рек эвтрофному статусу. Концентрация хлорофилла а в фитопланктоне рек Авлога и Вьюн снижалось к устью, в р. Морье оно увеличивалось вниз по течению, в р. Сосновке распределялось достаточно равномерно. Содержание хлорофилла а в обрастаниях рек Авлога и Сосновка возрастало вниз по течению, в реках Морье и Вьюн снижалось. В сумме хлорофиллов в обоих альгоценозах преобладал хлорофилл а (56 – 96%). Соотношения дополнительных пигментов (хлорофиллы b и с) указывали на доминирование зеленых, диатомовых и эвгленовых водорослей в исследованных сообществах. Сопоставление пигментов, каротиноидов, их соотношений и анализ пигментных индексов выявили благоприятные условия для функциональной активности обоих сообществ, что позволило отнести исследованные реки к разряду слабо загрязненных. Для фитопланктона выявлена достоверная связь пигментных характеристик со структурными показателями.
Проведена оценка влияния лантана, меди и их смеси на личиночную стадию комара-звонца Chironomus riparius Meigen, 1804 по показателям смертности и изменению линейных размеров. Отмечено статистически не значимое (rs = 0.70, p = 0.19) увеличение гибели личинок хирономид при возрастании концентрации La3+ в воде. Максимальная смертность личинок (47%) зарегистрирована в растворе с концентрацией 160 мкмоль La3+/л. Низкие концентраций La3+ и Cu2+ и их эквимолярные комбинации (0.8 и 0.16 мкмоль/л) во всех вариантах снижали выживаемость особей (от 2.3 до 5.2 раза), кроме раствора, содержащего 0.8 мкмоль Cu2+/л. Выживаемость личинок в данном растворе оказалась в 3 раза выше контрольных значений (эссенциальный эффект). Линейные размеры тест-организма во всех вариантах экспериментов были значимо ниже контроля. Максимальное снижение морфометрического показателя (длины) под воздействием смеси веществ составило 18 – 19% по отношению к контролю. Следовательно, для Ch. riparius доказано негативное влияние La3+ и его совместного действия с Cu2+, о чём ранее не сообщалось.
Представлены данные содержания ртути (Hg) в мышечной ткани некоторых видов рыб (Perca fluviatilis, Rutilus rutilus, Blicca bjoerkna, Alburnus alburnus, Clupeonella cultriventris), обитающих в Горьковском водохранилище, в зависимости от длины их тела. Исследования проводились в 2023 г. на одиннадцати станциях речного, озёрно-речного и озёрного участков Горьковского водохранилища. Выявлены различия содержания Hg у мелких и крупных особей окуня, более интенсивное накопление ртути наблюдалось у молодых особей. Содержание металла в мышцах исследованных видов рыб уменьшалось в следующей последовательности: окунь речной ≥ тюлька ≥ уклейка ≥ густера ≥ плотва обыкно- венная. Показано, что концентрация Hg в мышцах рыб Горьковского водохранилища находится на уровне, сопоставимом с данными, зафиксированными в других водоемах.
Проанализирована донная и литофильная растительность береговых обрывов полуострова Абрау в пределах природно-исторического заказника «Абраусский» и его восточной границы. Отмечается крайняя неравномерность в распределении фитоценозов, связанная с неоднородностью рельефа. Проведено ландшафтное профилирование с детальным описанием трансект, позволившее оценить особенности пространственного размещения растительных сообществ на абразионно-аккумулятивных берегах. Найдено 70 видов сосудистых растений и 17 видов водорослей, в том числе 15 эндемиков, 27 видов, находящихся в Красной книге Краснодарского края, и 9 видов из Красной книги РФ. Проведен анализ на чистоту прибрежных вод с использованием коэффициентов сапробности (1.94) и Чени (1.42). Рассчитан коэффициент природоохранности (16.4). Предложены меры по оптимизации природоохранного режима заказника.
ISSN 2541-8963 (Online)