Preview

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Расширенный поиск

Насколько длинные вокальные композиции могут запоминать птицы? Общие песенные последовательности у самцов голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) (Passeriformes, Aves)

https://doi.org/10.35885/1684-7318-2022-3-361-369

Аннотация

Пение многих воробьиных птиц состоит из стереотипных типов песен, которые могут чередоваться при пении не случайно. Поэтому в пении ряда видов имеются стереотипные последовательности из нескольких типов песен или даже десятков типов. Для развития песни необходимо вокальное обучение: молодые особи копируют взрослых птиц. Это приводит к наличию общих песен у разных самцов – идентичных по структуре. Судя по всему, молодые птиц могут перенимать также последовательности песен. Но не ясно, насколько сложные и протяженные последовательности могут передаваться в череде поколений. Мы изучали этот вопрос на примере голосистой пеночки. Пение многих самцов упорядочено – данная песня определяет ту, что будет исполнена следующей. Каждая песня состоит из десятка звуков и длится около 1 с. Мы показали, что самцы способны выучивать короткие песенные последовательности. Однако эта способность ограничена не более, чем 5 типами песен. При этом индивидуальные репертуары включают до 40 и более типов.

Об авторе

А. С. Опаев
Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН
Россия

Опаев Алексей Сергеевич

119071, г. Москва, Ленинский просп., д. 33



Список литературы

1. Иваницкий В. В., Марова И. М. Синтаксическая организация песни птиц // Зоологический журнал. 2021. Т. 100, № 10. С. 1145 – 1158. https://doi.org/10.31857/S0044513421100068

2. Иваницкий В. В., Марова И. М., Малых И. М. Контрасты синтаксиса в рекламном пении близких видов пеночек (Phylloscopus, Sylviidae) // Доклады Академии наук. 2011. Т. 438. С. 570 – 573. https://doi.org/10.1134/S0012496611030094

3. Опаев А. С., Колесникова Ю. А. Роль частоты исполнения и сложности пения в территориальном поведении голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) // Зоологический журнал. 2019. Т. 98, № 3. С. 319 – 331. https://doi.org/10.1134/S0044513419030115

4. Шишкина Е. М., Опаев А. С. Изменчивость пения самцов голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) в разные дни // Зоологический журнал. 2020. Т. 99, № 4. С. 450 – 458. https://doi.org/10.31857/S004451342004011X

5. Backhouse F., Dalziell A. H., Magrath R. D., Welbergen J. A. Higher-order sequences of vocal mimicry performed by male Albert’s lyrebirds are socially transmitted and enhance acoustic contrast // Proceedings of the Royal Society B : Biological Sciences. 2022. Vol. 289. Article number 20212498. https://doi.org/10.1098/rspb.2021.2498

6. Beecher M. D., Brenowitz E. A. Functional aspects of song learning in songbirds // Trends in Ecology and Evolution. 2005. Vol. 20, iss. 3. P. 143 – 149. https://doi.org/10.1016/j.tree.2005.01.004

7. Catchpole C. K., Slater P. J. B. Bird Song : Biological Themes and Variations. 2nd ed. Cambridge : Cambridge University Press, 2008. 335 p.

8. Grieβmann B., Naguib M. Song sharing in neighboring and non-neighboring thrush nightingales (Luscinia luscinia) and its implication for communication // Ethology. 2002. Vol. 108, iss. 5. P. 377 – 388. https://doi.org/10.1046/j.1439-0310.2002.00781.x

9. Hedley R. W., Logue D. M., Benedict L., Mennill D. J. Assessing the similarity of song-type transitions among birds : Evidence for interspecies variation // Animal Behaviour. 2018. Vol. 140. P. 161 – 170. https://doi.org/10.1016/j.anbehav.2018.04.008

10. Ivanitskii V. V., Marova I. M., Antipov V. A. Sequential organization in the song of thrush nightingale (Luscinia luscinia) : Clustering and sequential order of the song types // Bioacoustics. 2017. Vol. 26, iss. 2. P. 199 – 215.

11. Kassambara A., Mundt F. Factoextra: extract and visualize the results of multivariate data analyses. R package version 1.0.5. 2017. Available at: https://cran.r-project.org/package=factoextra (accessed 30 May 2022).

12. Kipper S., Mundry R., Hultsch H., Todt D. Long-term persistence of song performances rules in nightingales (Luscinia megarhynchos) : A longitudinal field study on repertoire size // Behaviour. 2004. Vol. 141, № 3. P. 371 – 390. https://doi.org/10.1163/156853904322981914

13. Opaev A. S., Kolesnikova Y. A. Song theme sharing in the Grey-crowned Warbler Phylloscopus tephrocephalus // Bioacoustics. 2022. Vol. 31, iss. 2. P. 191 – 207.

14. Slater P. J. B. Bird song learning: Causes and consequences // Ethology, Ecology and Evolution. 1989. Vol. 1, iss. 1. P. 19 – 46. https://doi.org/10.1080/08927014.1989.9525529

15. Spedicato G. A. Discrete time Markov chains with R // The R Journal. 2017. Vol. 9, iss. 2. P. 84 – 104.

16. Todt D., Hultsch H. How songbirds deal with large amounts of serial information: retrieval rules suggest a hierarchical memory // Biological Cybernetics. 1998. Vol. 79, iss. 6. P. 487 – 500. https://doi.org/10.1007/s004220050498

17. Wilkinson S. P. Kmer: an R package for fast alignment-free clustering of biological sequences. R package version 1.0.0. 2018. Available at: https://cran.r-project.org/package=kmer (accessed 30 May 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Опаев А.С. Насколько длинные вокальные композиции могут запоминать птицы? Общие песенные последовательности у самцов голосистой пеночки (Phylloscopus schwarzi) (Passeriformes, Aves). ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2022;(3):361-369. https://doi.org/10.35885/1684-7318-2022-3-361-369

For citation:


Opaev A.S. How long are the vocal sequences a passerine bird can memorize? Common song sequences of Radde’s warbler males (Phylloscopus schwarzi) (Passeriformes, Aves). Povolzhskiy Journal of Ecology. 2022;(3):361-369. (In Russ.) https://doi.org/10.35885/1684-7318-2022-3-361-369

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1684-7318 (Print)
ISSN 2541-8963 (Online)